Он не всесилен, только блеск в глазах...
30.11.2016 в 19:30
Пишет Treismor Gess:Макбет - пост с гэльским языкомURL записиУжасы шотландского престолонаследияМаэлбета Мак Финдлейх по прозвищу Мак Бэтад
наиболее вероятное историческое имя персонажа
Одним из важнейших понятий, лежащим в основе шекспировских трагедий, является левират.
Левират - это слово вместе с примогенитурой надо запомнить.
- Левират - средневековый брачный обычай, по которому вдова обязана или имеет право вступить вторично в брак только с близкими родственниками мужа, в первую очередь — с его братьями. Выступает одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.
Интересно, что левират закреплен в Библии (Второзаконие 25:5-10) и в Законах Ману. По одной из версий, Иосиф, отец Иисуса Христа, был рожден в левирате, чем объясняются различия в двух родословиях Иисуса Христа. Легендарный царь Израильский Давид был потомком левирата израильтянина Вооза и моавитянки Руфи.
У Шекспира мы наблюдает это в "Гамлете". Обычно сюжет с Гертрудой и Клавдием подается как ужасное распутство и беззаконие, но нет: юридически как раз все нормы соблюдены. По некоторым сведениям левират является пережитком матрилинейности, когда мужчина мог стать правителем только в том случае, если он женится на королеве. Ему достаточно быть дальним родственником ее мужа. Отсюда паттерн: брат царствующего короля убивает его и женится на вдове, чтобы получить корону. Этому паттерну несколько тысячелетий. Мать Ореста Клитемнестра вместе с Эгисфом - двоюродным братом Агамемнона - участвует в убийстве Агамемнона, после чего Эгисф женится на Клитемнестре и становится царем (чтобы Орест убил его в свой срок).
Одним словом, если в деле замешан левират - беззакония творятся не на юридическом, а на личном уровне: братья и родичи стремятся ради короны извести царствующее лицо, и пролезть в короли через его вдову. Вдова часто тоже в деле. Вдова может овдоветь несколько раз, пока не погубит весь род своего мужа.
Дети от левирата считаются детьми "первого", старшего мужа. Поэтому шекспировский мотив "чьи дети правят после меня" тоже очень личный для персонажей, он беспочвенен с юридической точки зрения.
Итак, с Гамлетом все понятно. А каковы особенности престолонаследия в Макбете? Почему Макбет вообще стал королем?
Дело происходит в 11 веке. Право наследования в Шотландии в это время было сеньоратным. Что это такое - см: treismor-gess.diary.ru/p211183875.htm. Существовало 2 линии потомков Кеннета МакАльпина (потомки Константина I и Аэда Белоногого), и они правили последовательно, сначала представитель одной линии, потом другой. Кеннет II постарался изменить этот порядок в сторону примагенитуры и передать престол своему сыну Малькольму (будущему королю Малькольму II), права которого уступали правам Константина III, сына Кулина, и Кеннета III, сына Дуффа, но был убит. В этот раз номер не прошел.Родословная МакАльпинов
к которой еще не раз придется возвратиться :-)МакАльпины —
династия королей Альбы с 841 года, пиктов с 843 года, Стратклайда в 889—1018. Её основателем был Кеннет МакАльпин (Cináed mac Ailpín), объединивший Дал Риаду и Пиктское королевство и создавший королевство Альба. Позже, благодаря объединению королевств Альбы и Стратклайда, была создано королевство Шотландия. Королевская ветвь в мужском поколении пресеклась в 1034 году.
Династия МакАльпинов - правящие короли
Родословная МакАльпинов - все ветви власти
В центре повествования Шекспира король Дункан (Дункад Мак Кринайн), внук Малькольма II. По матери он МакАльпин. А вот по отцу – Данкельд (Генрих Бурбон женился на Марго Валуа). Именно с Дункана в Шотландии сменится династия на Данкельдскую, дети Дункана – МакДункады – укрепят ее и введут майорат.Данкельдская династия начинается с Кринана Данкельдского (ок. 975 — 1045) — светского аббата епископства Данкельд. Он был стюартом Западных островов и мормаэром Атолла. Мормаэр - по-гэльски Лорд Моря, титул высшей аристократии в Шотландии; Атолл - историческая область Шотландии. Шотландия в это время называлась Альбой. Данкельд по гэльски - Дан Кайллеанн, в переводе — Крепость Каледонии. По некоторым свидетельствам, в жилах Кринана текла кровь ирландской королевской династии Кенел Конайлл. Кровь королей Ирландии передалась и его сыну.
Около 1000 года Кринан Данкельдский женился на Беток, старшей дочери короля Альбы Малькольма II, последнего из династии МакАльпинов. Поскольку у Малькольма не было сыновей, то он решил передать своё королевство старшему сыну Беток и Кринана — Дункану внуку, которого в 18 лет под нажимом Малькольма признали королём Стратклайда (бриттское королевство на юге Шотландии в V - XI века), а впоследствии и всей Альбы.
Попытки ввести майорат предпринимались и до Дункана (предыдущим королем Малькольмом II, у которого как на зло были только дочери). В общем – престолонаследие на перепутье, однако традиция упорно побеждает. И тут мы переходим к интересному. А какого рода у нас Макбет?
Оп, оп – говорят списки шотландских королей см.выше. Мать Макбета – сестра матери Дункана, обе они дочери короля Малькольма II. Макбет – двоюродный брат Дункана. В них обоих течет ирландская кровь: через матерей, рожденных Малькольмом от наследницы Ирландских королей Бланайд, и через отцов. При жизни Малькольм II воспользовался Танистри и назначил своим наследником внука - Дункана. Были несогласные. Например, в это же время жива и активна внучка Кеннета III, старшего брата Малькольма II и предыдущего короля, представительница Главной линии. Мало того – она дочь сына Кеннета Боэде (племянника Малькольма), который по всем правилам и должен бы наследовать шотландскую корону – да умер за год до смерти Малькольма. Кроме дочери у Боэде был еще здоровый сын Гилай, самый верный претендент на корону, но этого Малькольм просто убил. Чтобы все это понять – смотри списки королей и наследников.
Эту внучку Кеннета звали Груох. Она – та самая первородная «пиктскская принцесса», которая, согласно провозглашенному Кеннетом I МакАльпином закону о престолонаследии, наследует состояние отца. На таких пиктских принцессах должны были жениться короли скоттов, чтобы получить права на престол. Однако отцу Груох Боэде тоже был закон не писан, и он завещал все свои права не дочери (сын его к этому времени был мертв) – а молодой жене, мачехе Груох. Здесь начинается сюжет о золушке.
Убийца брата Малькольм был для Груох врагом номер один – и все его потомки. Да-да, речь о Дункане, наследнике Малькольма. Кроме того, что Груох осталась без права на наследство, она была выдана замуж в 10 лет по чистому расчету за правителя Морея (крупная ист.область Шотландии) Гилекомгайна. Этот мормаэр Морея Гилекомгайн был человек с душком – он в свое время тоже убил своего дядю, чтоб воцариться в Морее. Убитого звали Финдлех Мак Руэдри. Он был отцом Макбета.
Забавно, что и одного из дядюшек самой Груох звали Гилекомгайн – он есть в списках родословной. Написано, чтобы не перепутать.
Понятно, что ни в какую трагедию все это не влезет, кроме того Шекспир вообще написал не про то. А было вот что.
Муж Груох Гилекомгайн не принял обноса своей жены-королевишы наследной властью, напал на ее отца Боэде и убил его. Мачеха осталась без всего – под угрозой расправы. Этого уже не смогла принять она, собрала войска – напала на Гилекомгайна и убила его. Вернула наследную власть. Груох оказалась в очень печальной ситуации. Прежде не было только власти, а теперь нет даже мужа.
И да, она прибегла к левирату. Ее следующим мужем стал Макбет, новый мормаэр Морея и двоюродный брат Гилекомгайна.
От прежнего брака у Груох остался малолетний сын Лулах (некоторые источники утверждают, что она вышла замуж на сносях). Очевидно, Макбет был очень благодарен мачехе жены, что та отомстила за его отца. Особенно, если учесть, что он мог ей непосредственно помочь. Это снимает вопрос, где он тусовался до появления на арене. Теперь у Груох были все карты на руках.
Итак, Макбет по двум линиям – по матери и по жене – является вернейшим претендентом на престол Шотландии. Исторический Дункан, в отличие от трагедийного, не был хорошим стратегом. Он постоянно портил отношения с норвежцами (брачной родней тетки, третьей дочери Малькольма), наскакивал на Англию и проиграл несколько битв. Он легко мог умереть в бою (исторически так и случилось). Макбет стал бы королем после смерти Дункана в любом случае, тут не нужно никакого пророчества. Кстати – этот мотив «отчего нельзя подождать, наслаждаясь текущим днем?» звучит у Шекспира. Когда Макбету даровали знаки отличия тана Глэмиса – он не хочет никуда спешить. Вообще, герои трагедий Шекспира люди интеллигентные, рефлексивные, сомневающиеся, оттягивающие страшный момент убийства, поиск опоры сочетается у них с железной волей. Они очень человечны.
...Прочитав все вышенаписанное, можно понять: пророчество ведьм – это чистой воды развод, морок, они сказали чудовищную банальность. Если Банко родич королевскому роду (а большинство танов в родстве со всеми), его дети могут наследовать корону по праву сеньората. Одним словом – положение «сам не король – но предок королей» дело вполне обычное, если женат на правильной принцессе.На самом деле Банко полагается предком Стюартов, и во времена Шекспира об этом знали, так что тут намек на обоснованность власти короля Якова. Стюарты происходят от Уолтера Фиц-Алана, первого великого стюарда Шотландии, который, как в то время считалось, был внуком Флинса (сына Банко) и дочери Грифида ап Лливелина, Несты.
Пророчество Макбету короны также не новость, разве что в значении «ты точно доживешь».
Но Макбет – орудие для леди Макбет Груох отомстить за смерть своего брата. Убийца уже мертв, но сын его Дункан – жив и портит перспективу. Груох рождена править, и поэтому она толкает мужа взять назначенное ей. Только благодаря ее воле и помощи Макбет у Шекспира убивает Дункана и становится королем. С точки зрения Груох это справедливо, правильно и неподсудно.
К несчастью, сюжеты Достоевского родились раньше Достоевского, и наказание приходит немедленно. Макбет все портит. Эта тихая внутренняя истерия «героев действия» делает трагедии Шекспира бессмертными.
Но, поскольку разговор о левирате, сеньорате и примогенитуре – закончим с ними. Макбет упускает сына Дункана Малькольма III, то есть просто не имеет его в виду, позволяет покинуть страну, пусть катится. С точки зрения сеньората он не опасен. Он опасен только с точки зрения примогенитуры. Но майората как такового еще нет, наследник Дункана не очевиден. Другое дело сын Банко – жертва пророчества. Это тут находится тот самый ужас старого мира, когда семьи вырезались под корень включая жен и детей, никто не должен оставаться. Потому что каждый оставшийся – угроза власти. Сеньорат не знает такого подхода. Он смотрит в настоящее и чуть-чуть в будущее. Майорат живет Грядущим.
Начав укрепляться у власти, Макбет не может остановиться – и когда он задается вопросом, отчего править будут чужие дети, зачем он погубил свою душу? Ради Банко?.. Ради детей Банко? – и когда он убивает жену и детей МакДуффа – он становится тираном Будущего. Та норма, которую примет и установит сын Дункана Малькольм III, уже сейчас владеет Макбетом и сводит его с ума. Груох же – его леди и древняя пиктская принцесса – не видит этой будущей нормы и не может ее принять, она просто трогается умом и умирает.
Волевая жена и слишком проницательный муж – отличное сочетание для трагедии, надо присмотреться к нему получше.
Конец истории Макбета во всех случаях одинаков: сын Дункана всходит на престол. А как же дети Банко?... Да рано еще. А как же Лулах, правнук Кеннета, самый законный правитель из возможных по всем нормам старой Альбы? Его кто-то прикончил, чтоб не затмевал Грядущего.
после Дункана правили так